Кассетные деки › Деки Nakamichi › Nakamichi Dragon › Nakamichi SR-7 › Nakamichi ZX-9 › Nakamichi DR-10 › Nakamichi 480 › Nakamichi RX-505 › Nakamichi 680ZX › Nakamichi 1000 ZXL › Nakamichi 700 и 1000 › История Nakamichi › Каталог Nakamichi | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Nakamichi Dragon |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Nakamichi Dragon является поистине уникальной кассетной декой. Nakamichi Dragon имеет прямой привод, автоматический реверс и систему автоматической коррекции азимута головки воспроизведения NAAC (Nakamichi Auto Azimuth Correction). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Благодаря системе NAAC полностью устраняются различия между качеством звука при воспроизведении в прямом направлении и в режиме автореверса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кроме того калибровка чувствительности записи и регулировка с высокой точностью смещения (bias), позволяет корректное использование каждой магнитной ленты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кассетная дека Nakamichi Dragon (1982-1993) Розничная цена рекомендованная производителем $2499. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эта удивительно выглядящая машина целиком и полностью очаровывает и привлекает как образец решения проблем, связанных с кассетной записью и последующим воспроизведением. Прежде всего, необходимо знать, что сложность кассетного магнитофона Nakamichi Dragon объясняется тем, что он ориентирован на воспроизведение лент, записанных на других деках, причем даже с незначительными ошибками в записи. И как бесплатный бонус – дека Nakamichi Dragon способна осуществлять запись на превосходном уровне. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная инновация Nakamichi заключается в создании сложной системы автоматической регулировки азимута (NAAC— Nakamichi Auto Azimuth Correction). В деке используется четырехканальная магнитная головка воспроизведения, не требующая разворота при реверсном режиме воспроизведения. В то же время, элементы головки, отвечающие за воспроизведение правого канала фактически разделены на два сверхтонких сегмента, раздельные сигналы с которых сравниваются электроникой и сверяются на предмет разности фаз. Эта разница, обнаруженная и усиленная, используется для управления серводвигателем, который в режиме реального времени регулирует азимут головки до тех пор, пока фазовая погрешность не сведется к нулю. Несмотря на то, что система разработана для компенсации отклонений движения ленты внутри корпуса компакт-кассеты, данная технология также позволяет восстанавливать отдачу на высоких частотах с лент, записанных на менее точных аппаратах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ЛПМ Nakamichi Dragon задействованы пять двигателей. Два из них, управляемые системой кварцевой стабилизации частоты вращения, непосредственно приводят в действие тонвалы системы закрытого тракта. Эти двигатели разработаны специально для исключения паразитных трений, которые часто являются причиной детонации в прямоприводных системах. Точность конструкции ЛПМ такова, что фетровый прижим ленты, установленный в компакт-кассете, отводится от головки воспроизведения и таким образом исключается как источник модуляционного шума. Третий двигатель Дракона передает вращение на сердечники кассеты, четвертый установлен вместо соленоидов привода головок для их более плавного подъема. Пятый двигатель используется в системе автоподстройки азимута. Диаметры тонвалов и массы их маховиков подобраны таким образом, чтобы исключить попадание в резонанс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Nakamichi Dragon оборудован флуоресцентным пиковым индикатором уровня с двадцатью сегментами на канал, который в том числе позволяет контролировать регулировку подмагничивания и настройку чувствительности различных типов лент. Дека имеет встроенные генераторы на 400 и 15000 Гц, сигналы которых также выводятся на линейный выход для калибровки прочих компонентов системы. Они облегчают процедуру калибровки, несмотря то, что она проводится в ручном режиме. Переключение уровня подмагничивания/коррекции для различных типов лент также осуществляется вручную. Среди прочих функций имеется в наличии поиск вперед с удвоенной скоростью, автоматическое понижение уровня сигнала на удвоенной скорости, а также регулировка уровня сигнала на линейном выходе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для проверки автореверса и автоматической подстройки азимута была сделана небольшая тестовая лента. Во время воспроизведения система пошагово увеличивала азимут вплоть до абсолютного значения ошибки. Вопреки тому, что отображала индикация, дека постоянно осуществляла коррекцию (а не только при старте), при этом длительность подстройки составляет не более одной секунды (об этом расписано в руководстве по эксплуатации). В момент достижения предела настройки слышится типичный щелчок (но в этот режим загнать Nakamichi Dragon практически невозможно). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационным материалом тестовой ленты послужил набор широкополосных псевдослучайных звуков. Спектральный анализ в режиме реального времени показал, что Dragon абсолютно корректно воспроизводит частотный диапазон даже во время подстройки азимута. Система отличается изумительным разрешением и точностью, а допущенные ошибки девиации измеряются значениями угловых минут. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АЧХ воспроизведения Nakamichi Dragon соответствует традиционной интерпретации Nakamichi стандартов IEC. Графически это выглядит как -1 дБ на отметке 4 кГц и небольшой подъем за границей 12 кГц (+3 дБ на 18 кГц). Прослушивание показало, что в этом нет абсолютно ничего плохого, характеристики полностью идентичны при любом направлении воспроизведения. Показатель скорости дал погрешность в +0,4%, опять же, в обоих направлениях воспроизведения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарный показатель скоростной стабильности (запись + воспроизведение) дал те же значения, что и выше. С целью обнаружения хоть малейших несоответствий в реверсном режиме записи, транспорт находился под тщательным наблюдением, но, как и было заявлено производителем, лентопротяжный механизм дал практически одинаковые характеристики. Теперь по поводу низкочастотных модуляций. Спектральный анализ показал, что на отметке 5 Гц влияние тонвалов имеет очень низкое значение, а на 100-150 Гц модуляционные искажения и шумы характеризуются как экстремально низкие – одни из лучших значений среди всех тестируемых дек. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фоновый шум при воспроизведении имеет низкое значение -58 дБ; но так как в данном случае основным фигурантом выступала компонента с частотой 50 Гц, более слышимые высшие гармоники (100 и 150 Гц) дали значение -65 дБ, чего не было заметно при прослушивании. Уровень шумов записи оказался достаточно низким для реализации всех преимуществ тихих лент, при этом можно добиться уровня шумов в -72 дБ используя хромовые ленты и систему шумопонижения Dolby C. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искажения, создаваемые лентой едва уловимы. Так, переключение мониторинга с источника на ленту (частота анализа до 1 кГц) не дало никаких изменений в отображении спектрального анализа (в режиме реального времени) даже при подаче на вход сигнала 40 Гц при уровне 0 VU. Единственное, что можно отметить, так это увеличение общих гармонических искажений до 0,7% на 3 кГц.
Эквализация записи настроена под высокие токи для обеспечения ровной АЧХ. Подобная настройка дает меньше искажений на НЧ, но приводит к перенасыщению ВЧ. Перегрузка по ВЧ с лентами типа metal (IEC IV) имеет низкий показатель -3 дБ, хотя для хромовых и ферролент это вполне пристойный результат. Диапазон подстройки по току огромен даже в случае с IEC IV. Это дает возможность использования практически всех лент, хотя некоторые экземпляры (двухслойные) как Maxell XL-IIS и BASF CR-MII не совсем поддаются настройке для получения ровной частотной характеристики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для выравнивания АЧХ в низкочастотном диапазоне используется тонкомпенсация, итогом чего является всплеск в субнизком регистре. Это явление должно подавляться notch-фильтром (вырезается диапазон 10 Гц) усилителя; итогом служит остаточный подъем +2 дБ на 15 Гц. Использование фильтра subsonic уменьшает общую отдачу по низам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Может это и слишком амбициозно, но от ленты TDK MA ожидалась передача звука, идентичная цифровым записям, но при прослушивании остро ощущался некий намек на остроту ВЧ. Хотя это скорее подсознательное ожидание негатива. Без сомнений, данный аппарат несколько не настроен под ленты metal, но большинство слушателей будут более чем удовлетворены записями на IEC IV. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всевозможные псевдохромовые ленты (TDK SA) дали нежное «кремовое» звучание, однако всеми была отмечена некоторая матовость и туманность в передаче звукового материала. BASF CR-MII – лучший выбор и при очень точной настройке уровня записи (+3 дБ) дает прекрасную четкость, точное отображение переходных процессов и малый уровень шипения (даже без Dolby). Наиболее компромиссный вариант – Dolby B, который слегка «замедляет» передачу переходных процессов, но при этом допускает более низкие уровни записи. В данном режиме для хромовых лент лучше использовать установку эквализации 120
мкс, так как высокий максимальный уровень записи по ВЧ даст более чистое отображение переходных процессов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По иронии судьбы все жюри было практически покорено звучанием на Nakamichi Dragon простой ферроленты TDK AD. Несмотря на посредственный ожидаемый результат, в режиме Dolby B, Dragon показал прекрасную детализацию по ВЧ, артикулированную атаку в переходных процессах и мягкость, которая вообще несвойственна ферролентам. Единственное, что можно было отметить, так это своеобразное дрожание фортепиано и некоторые всплески в постоянных нотах органа, но все можно списать на механику кассетного кейса. Как бы там ни было, итоговый результат просто замечателен. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выводы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной упор разработчиков Nakamichi Dragon сделан на извлечении максимума качества и точности из кассет с уже имеющейся записью. При этом главным козырем аппарата является система автоматической подстройки азимута головки (NAAC). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись, осуществляемая декой, достигает высокого уровня качества, что во многом зависит от выбора типа ленты и аккуратности настройки. Как минимум, что можно еще добавить о данном аппарате – это очень и очень впечатляющая кассетная дека. Воспроизведение – на высшем уровне. Dragon превосходит большинство современных дек в создании четкого стереообраза с такими характерными параметрами, как глубина панорамы, возможность дифференцировать музыкальный материал от шума и т.д. – все то, что мы обычно привыкли видеть в случае с очень дорогими кассетниками. Для тех, кто хочет прослушивать магнитные ленты с высоким качеством, единственной заменой Dragon может служить только более современная модель Nakamichi (напр. CR-7E). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: журнал Hi-Fi Choice No. 47 1986/87. Автор: Noel Keywood. hi-fidelity-forum. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|